Публикации

Но в отличии от них они оставались в государстве, где власть принадлежала идейно-религиозным противникам. Условия существования для них были откровенно дискриминационными. Осмысление российского пути — в его отличии от западного — давно занимает отечественных и зарубежных интеллектуалов. Размышления касаются разных аспектов: Однако наиболее перспективно выделение религиозного фактора. Здесь кроются истоки того, что называют российским своеобразием. Облик современных государств, относящих себя к европейской цивилизации, определяло развитие, отправной точкой которого выступил религиозный раскол — через его горнило прошли все страны континента. Приверженцы и противники Реформации оказались разделены государственными границами. Но у нас это противостояние не привело по аналогии с Европой к территориальному разводу враждебных сторон.

Общее и различия между российскими старообрядцами и протестантами

Читать Скачать Изучение позиций старообрядчества, официального православия и протестантизма по отношению к предпринимательской деятельности показывает, что они отнюдь не одинаковы. В аксиосфере деловой этики старообрядчества и официального православия преобладают духовные ценности, а в протестанской трудовой этике - ценности эмпирических форм морали, которые формируют экономического человека, то есть рационализированного индивида с ярко выраженной достижительной, прагматической и гедонистической ориентацией.

В официальном православии нет предпосылок для развития экономического человека, но есть много предпосылок для развития хозяйствующего человека, то есть индивида, актуализированного в добре, служащего обществу и его благу. Деловая этика, старообрядчество, официальное православие, протестантизм, экономический человек, хозяйствующий человек Короткий адрес: Роль старообрядческой общины в становлении русского предпринимательства.

Декан экономического факультета МГУ о протестантской этике и духе как доверительные отношения в старообрядческих общинах.

Старообрядчество и модернизация экономики: Квакеры и нонконформисты в Англии, мормоны и меннониты в США, джайны в Индии, евреи во всей Европе сыграли заметную роль в экономическом развитии. Похожие процессы проходили и в России, где особенно заметной была роль староверов. Известный экономист-историк Александр Гершенкрон так сформулировал этот парадокс: Сочетание набожности, твердости в вере, аскетизма в миру с умением вести торговые и промышленные дела в рыночных условиях было характерно для старообрядческого предпринимательства дореволюционной России.

Основой староверия как протестного движения, возникшего в ответ на реформы патриарха Никона, стало сохранение традиционного русского православия. Старообрядцам, очевидно, был присущ консерватизм как сознательное, методичное следование традиции. Стремление сохранить во всей полноте древнерусские религиозные традиции стало доминантой их мировоззрения.

В тоже время староверы приняли активное участие в модернизации. Достаточно вспомнить, создание разветленной торговой сети, техническую и организационную модернизацию текстильной промышленности России, где их роль была определяющей. Староверы, стремясь всеми силами сохранить традицию, претворили своеобразный консервативный проект экономической модернизации. Экономическая история России века не может быть написана и понята без существенного вклада староверов.

На первом этапе еще со времен легализации положения староверов в государстве при Петре такой сферой стала торговля. Наставники Выговской пустыни дали духовную санкцию на покупку хлеба в низовых городах Волги и последующую продажу в Петербурге.

Пользователю можно задать вопрос Ничем. Существует мнение, что такой вещи как просто нет. Точнее, есть, но только протестантская.

Старообрядчество и протестантизм: из истории проблемы .. столетия этика бизнеса стала одним из актуальных направлений научных исследований.

Все архивы Предпринимательская культура старообрядцев Старообрядчество стало одной из национальных особенностей российского предпринимательства, и религиозный фактор проявился в нем в наиболее выраженном и концентрированном виде. Успех в предпринимательстве объяснялся тем, что оно являло собой исполнение христианского долга перед Богом и людьми.

В результате отношение к делу как к христианскому подвигу обеспечило высокую мотивационную составляющую при занятии старообрядцами предпринимательством. В настоящее время в российском обществе происходит комплексное переосмысление исторического опыта нашей страны. В этом контексте большое внимание привлекает религиозный аспект истории, который в в. На протяжении тысячелетия православие не только определяло духовную жизнь России и формировало ментальные установки, но и оказывало существенное влияние на формирование хозяйственной и предпринимательской культуры.

В результате, духовная культура оказывала значительное влияние на формирование культуры предпринимательской. На это обратил внимание Н. Старообрядческие предприниматели успешно освоились на рынке империи, создав в самых разнообразных отраслях прекрасно организованные и эффективные производства.

Деловая этика старообрядчества, официального православия и протестантизма: сравнительный анализ

Православие и этические принципы российского предпринимательства [56] На пороге третьего тысячелетия, как христианство, так и православие являются динамично изменяющимися долговременными социальными факторами. С одной стороны, нельзя не заметить, что происходит упадок христианской идеологии, идеалистической философии и развивается научно-материалистическая, философско-атеистическая идеология. Данный процесс охватил как Россию, так и Запад. С другой стороны, происходит расширение сферы влияния православия в жизни России, что ставит ряд серьёзных вопросов.

Способствует ли православие социальному развитию?

Дело в том, что в основании протестантской этики лежит не культ Но, как правило, это бизнес буквально «с нуля», потому олигархов у нас нет. Сибири составляли старообрядцы, у которых трудовая этика.

Протестанты — лучшие в бизнесе? Александр Аузан к летию Реформации Декан экономического факультета МГУ о протестантской этике и духе капитализма 31 октября в Некоторые историки считают , что Лютер отправил тезисы архиепископу Майнца по почте. Так или иначе, в этот момент началась Реформация, а с ней и Новое время. Немецкий философ Макс Вебер в году писал, что именно Реформации Европа и целый мир обязаны рождением духа капитализма, который вырос из протестантской этики.

Фактически Вебер основал целое направление, которое объясняет, как культура воздействует на экономику. Но, как это часто бывает, отдельные утверждения экономиста не подтвердились в последующих исследованиях. Уже несколько десятилетий существует научно-исследовательский проект . Это всемирное объединение социологов, которые проводит опросы почти в странах, замеряя сравнительные социокультурные характеристики наций. Благодаря их работе мы можем говорить о том, что и как влияло на развитие предпринимательства и капитализма, опираясь на количественные данные.

Она показывает зависимость экономической результативности ВВП на душу населения от того, насколько распространены ценности самореализации - в отличие от ценностей самовыживания, и секулярно-рациональные ценности прямой привет Максу Веберу! Если люди готовы жертвовать ценностями выживания ради самовыражения, это также влияет на развитие экономики. К ценностям выживания относятся экономическая и физическая безопасность, материальные ценности, нетерпимость к инакомыслию, ксенофобия, готовность принять авторитаризм, вера во всемогущество науки и техники.

Русские протестанты

Мы публикуем расшифровку беседы. В круглом столе участвовали: Я набросала, конечно, свои октябрьские тезисы, но я не собираюсь говорить долго. Мне хочется обменяться мнениями и задать вопросы, так как здесь есть интересные люди. Тема стола заявлена так:

Ведь старообрядцы, кажется, ну совершенно для бизнеса Протестантская этика ведения бизнеса в своё время во многом сделала.

Бизнес тарообрядцев Магистр истории Николай Пачежерцев об организации предпринимательства по этическим нормам старообрядческой традиции В обыденном сознании россиян старообрядцы представляются, как люди закрытые, обитающие где-то в глухой сибирской глубинке, отсталые, нецивилизованные и упертые фанатики. Так ли это на самом деле?

Сложно говорить о них, как о необразованных, замкнутых и неграмотных. Наиболее известные старообрядческие династии, внесшие значительный вклад в экономику и культуру России, — Морозовы, Рябушинские, Гучковы, Солдатёнковы, Хлудовы, Коноваловы, Кузнецовы. Известные старообрядческие династии России — Морозовы, Рябушинские, Гучковы, Солдатёнковы, Хлудовы, Коноваловы, Кузнецовы Старообрядцы понимали, что их деятельность должна служить во благо народу, поскольку христанин-коммерсант — не только тот, кто торгует без обмана продукцией хорошего качества, но и тот, кто стремится учитывать подлинные потребности своих современников, а не использовать их легковерность и дурные наклонности.

Он заводит новые производства и новый сервис, изобретателен и эффективен в своей деятельности. Талант в России у нас скромнее, чем бездарность.

Капитализм без протестантов становится диким

Клуб Частных Инвесторов Протестантская деловая этика, как основа для бизнеса и инвестиций Экономический успех общества с протестантской деловой этикой вполне можно объяснить тем, что её придерживались не только рядовые работники, но и управляющие бизнесом. У таких людей материальный достаток, обогащение достигалось выполнением нескольких критериев: Предпринимательская деятельность рассматривается как нравственная, общественно полезная и жизненно необходимая.

Это характерно не только для протестантских общин, хороший пример Япония. Наблюдения показали, что такие развитые страны как Германия, США, Англия, Голландия быстрее остальных достигли стремительного развития экономики и производства.

Старообрядческая этика стала для России аналогом протестантской этики в что в католическо-протестантской Германии протестанты в бизнесе.

И в самом деле ситуация несколько странная: На Вебера постоянно ссылаются и светские ученые и богословы, его концепции с уважением пересказывают, принимая их за чистую монету. Его идеи в обязательном порядке штудируют студенты. Его имя ставят в один ряд с Эйнштейном, Фрейдом и Марксом. Так в чем же дело? Почему в честь Вебера звучат фанфары? Ведь ясно, что любой, даже самый добросовестный ученый, никогда не заслужит столь лестных оценок, не будь в его теориях нечто такого, что оказывается исключительно полезным западному обществу.

Тут налицо предмет интересного разговора.

Почему они такие? О протестантской этике и американской политике

В чём заключались особенности религиозного мышления старообрядцев и в чём заключался его рационализм? Об этом пишет в своей статье д. Поэтому в зарубежной, прежде всего англо-американской, историографии дореволюционного российского предпринимательства длительное время особое внимание уделялось религиозным меньшинствам, в первую очередь старообрядцам, которые смогли сформировать оригинальную деловую этику и развитую предпринимательскую систему1. Гершенкрон первый и, пожалуй, до сих пор единственный в зарубежной науке предпринял попытку комплексного анализа факторов, влиявших на предпринимательство староверов.

Он попытался проверить тезис Вебера о ведущем значении для складывания конфессионально-этической системы предпринимательства религиозного рационализма.

О протестантской этике и американской политике незатейлива (и, кстати, очень похожа на воззрения наших старообрядцев). Бизнес с утра до ночи – самое нормальное и естественное занятие для человека.

Распечатать Может ли экономика сблизить мировые религии? Этот выпуск программы посвящен исламу и христианству перед лицом современной экономики и промышленности. У нас два гостя. Ренат Беккин — специалист по исламскому предпринимательству и проблемам мусульманской экономики. Валерий Керов — историк, исследующий старообрядческую предпринимательскую этику.

В современном мире, в России, во всяком случае, часто любую религию отождествляют с архаикой. И экономическое поведение тоже разное. Образованные люди слышали про концепцию основателя социологии Макса Вебера , согласно которой католики и православные - в хвосте цивилизации, потому что у них глупое богословие, а есть протестанты, особенно кальвинисты , которым Бог велел быть богатыми, поэтому они землю носом роют и создали современный капитализм, а все остальные — так, побоку.

Я очень рад, что тут специалисты по двум очень узким сферам. Может быть, нам удастся найти общий знаменатель. Насколько современная экономика выросла из той религиозной традиции, которой вы занимаетесь? Все знают, насколько значительными были экономические усилия, экономические результаты старообрядцев в России. Я даже не говорю о Морозовых или Рябушинских. То есть речь не идет о магнатах и олигархах.

«Священники берут слишком много денег»

Вам не кажется, что это звучит как укор в том числе Реформации, которая реализовала себя в рамках жесткой капиталистической системы? Но я попробую ответить по возможности кратко. Во-первых, любое заявление папы Римского нужно рассматривать в контексте длинной истории дискуссии внутри Католической церкви по данному вопросу. В указанном вами случае — это более чем летняя и довольно интенсивная! Католическая церковь давала свой ответ, с одной стороны, на вызовы социализма с его идеей социальной справедливости, а с другой — дикого капитализма с его поклонением чистой прибыли.

Он сказал, что самые успешные страны - протестантские. когда я соглашусь с Андреем. Действительно, протестантская этика, Старообрядческий бизнес делался также как еврейский, за счет диаспоры.

Текст взят из учебника"Экономическая психология. Социокультурный подход", под ред. Психология хозяйственной деятельности, основанная на этике православия Существует множество отечественных работ конца Х Х-начала в. К таким работам можно отнести труды Н. Достаточное внимание уделяли этому вопросу и зарубежные авторы. При этом всякая конкретная религия коренится в специфической структуре характера того социума, который выбрал ту или иную религию.

При этом религия начинает выполнять весьма важную функцию. Например, религия, по мнению социолога и экономиста Т. Энштейна, американского социолога и экономиста Р. Попытаемся теперь определить, каковы были духовные ориентиры в России в различные исторические периоды. Языческие духовные тенденции прослеживаются в истории российского предпринимательства до конца в.

Почему староверы – такие удачливые предприниматели?

Вебер заметил, что в Германии которая населена как католиками , так и протестантами наилучших экономических успехов добивались протестанты; именно они составляли костяк предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов. Кроме того, наиболее динамично развивались протестантские страны, такие, как США , Англия и Голландия. Вебера, экономический подъём и развитие европейского и американского капитализма объяснялся наличием протестантской этики, обусловившей трудовое рвение и рациональную организацию работы.

Вебер полемизировал с марксистами о причинах развития капитализма. По мнению учёного, если рассматривать капитализм с точки зрения марксизма , то все его характерные черты можно обнаружить в Древнем Китае , Индии , Вавилоне , но эти страны не смогли создать эффективной экономики. Условия для возникновения капитализма имелись и в Древней Греции , и Древнем Риме , но в античном обществе труд был не слишком престижен и считался уделом рабов.

В сфере бизнеса выходцы из старообрядческой среды «находили в отличие, например, от протестантизма, где богатство и материальный успех сущность и специфика хозяйственной этики старообрядцев.

Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Институт бизнеса и права, Санкт-Петербург Сравнительный анализ этических систем: Именно моральный нормы закрепляют образцы социального поведения, когда возникает социальная необходимость превратить сложившийся способ действия в должный способ действия. Нормы должного способа действия и обеспечивают возникновение морали регулирующей групповые взаимодействия.

Мораль, будучи социальным регулятором, нуждается в опоре на общепринятые идеи, как мыслительные способы мировосприятия, и социальные институты, обеспечивающие функционирование моральных норм. Поэтому систематизация морали и обеспечивается этическими концепциями православие, протестантизм, католицизм, коммунизм и т. И такая система или этический строй реализуется через специальные инструменты ценностные ориентации и моральные нормы; учреждения — церковь, партия.

Итак, подход к этой проблеме А. Маслоу[2] можно резюмировать в формуле: Образно ее сформулировал Серафим Саровский: Православная нравственная парадигма предполагает обретение самоактуализации не в удовлетворении потребностей, а в сдерживании страстей страсть по-другому можно назвать интенсификацией потребности , источников греха:

5 7 Основные течения протестантизма